Прохоров стал «американским дядюшкой»

Самый высокий олигарх России после распродажи активов перевел почти все проекты в США и начал выстраивать там новый имидж

Этим летом Михаил Прохоров неожиданно появился на телеканале CBS в передаче The Late Show известного американского шоумена Стивена Кольбера. «В 1995 г. друг [нынешнего президента России Владимира] Путина Михаил Прохоров наткнулся на золотую жилу, вернее, никелевую. Ему позволили выкупить «Норильский никель» всего за никелевую монетку. После скандала в Куршевеле Путин вынудил его продать долю в «Норильском никеле». Для везунчика Мишки все это кончилось $9 млрд» – так Кольбер чересчур вольно описал всю историю бизнеса Прохорова. Остальной сюжет свелся к экскурсии по особняку бизнесмена и взаимным подколкам собеседников.

Обычно сдержанный Прохоров в непривычном для чопорных российских бизнесменов амплуа появился неслучайно, уверен его знакомый. Он считает, что это часть кампании по построению нового имиджа бизнесмена в США. Представители Прохорова и Кольбер не стали комментировать участие бизнесмена в сатирическом шоу.

Вместо потерянного клуба ЦСКА Прохоров после развода с Потаниным в конце 2009 г. приобрел у американского девелопера Брюса Рэтнера 80% в американской баскетбольной команде Brooklyn Nets из Нью-Йорка (бывшая New Jersey Nets). Для Европы покупка футбольных клубов арабскими шейхами или миллиардерами из других стран давно не новость, а для США сделка Прохорова явилась откровением. До того времени только американцы владели клубами NBA. Фото: Kent Smith / NBAE / Getty Images / AFP

У Прохорова давно уже нет новых крупных проектов в России, зато активно развивается спортивный и девелоперский бизнес в США, напоминает его знакомый. Предположение собеседника «Ведомостей» кажется убедительным, если вспомнить, что с 2015 г. Прохоров только продает российские активы. Основная же распродажа стартовала летом 2016 г. В итоге, по оценке Bloomberg, баскетбольная команда и девелоперские проекты Прохорова в США стоят не менее $2,2 млрд, тогда как российские активы – $1,8 млрд.

Как потерять $3 млрд

Шесть лет назад в списке российского Forbes Прохоров занял 3-е место с оценкой состояния в $18 млрд. В его портфеле тогда было 17,02% акций UC Rusal, 37,78% крупнейшего в России производителя золота Polyus Gold International Limited, а также энергокомпания «Квадра», девелоперская ОПИН, страховая «Согласие», банки «Ренессанс кредит», «Ренессанс капитал» и МФК, медиахолдинги РБК и «Живи!», а также проект по организации производства гибридного «Ё-мобиля».

Тогда же Прохоров сходил в политику, сначала возглавив партию «Правое дело», а в 2012 г. став спарринг-партнером Путина на президентских выборах. За бизнесмена проголосовало 5,7 млн россиян (7,98%).

После выборов Прохоров совершил и последнюю крупную инвестицию в России – в конце 2013 г. вместе с Дмитрием Мазепиным на кредит ВТБ он выкупил у структур Сулеймана Керимова 47% акций «Уралкалия». Самому Прохорову досталось 27%. Источники «Ведомостей» рассказывали тогда, что весь «Уралкалий» для сделки был оценен в $20 млрд, а купленный пакет обошелся в $5,4 млрд. Но сделка оказалась одной из самых неудачных инвестиций бизнесмена, на ней он мог потерять до $2,8 млрд.

В 2014 г. один из рудников компании пострадал от потопа. «Уралкалий» во все времена платил акционерам существенные дивиденды. Ведь рентабельность компании по EBITDA не опускалась даже в кризис ниже 50%. Но после потопа менеджмент объявил о необходимости резкого увеличения инвестпрограммы за счет сокращения дивидендов.

Стоимость компании начала падать. В 2015 г. «Онэксим» продал «Уралкалию» в ходе обратного выкупа 7% акций, потеряв на этом около $700 млн – разница между ценой покупки в 2013 г. и ценой объявленного выкупа. Оставшиеся 20% «Уралкалия» были проданы в июле 2016 г. однокурснику Мазепина Дмитрию Лобяку. Человек, близкий к «Онэксиму», рассказал тогда «Ведомостям», что для сделки «Уралкалий» оценен в $9,7 млрд. То есть Прохоров мог получить за 20% «Уралкалия» до $1,9 млрд, потеряв на сделке еще $2,1 млрд.

К потерям можно отнести закрытый в 2014 г. проект «Ё-мобиля», инвестиции в который оценивались до $200 млн, медиахолдинг «Живи!», в создание которого было вложено $80 млн (данные издания Meduza). С марта 2017 г. в состоянии банкротства находится АО «ПХК» (бывшая «Оптоган») – петербургский производитель светодиодов, совместное предприятие «Онэксима» и «Роснано».

«Прохоров в депрессии, он решил отойти от бизнеса», – рассказывает бизнесмен из «золотого списка» Forbes. «Никакой депрессии у Прохорова нет, он вообще-то неэмоциональный человек», – спорит его близкий знакомый. Операционным бизнесом Прохорову стало неинтересно заниматься примерно с 2011 г., продолжает он. Поэтому миллиардер и решил заняться политикой. После неудачи Прохоров находится в поиске, отсюда и возникло впечатление о его «депрессии», говорит его знакомый.

Любитель наличных

«Как говорят в известных кругах, он [Прохоров] окэшился, деньги у него есть. Он ходит по разным кабинетам, ко мне заходил недавно, у нас с ним добрые отношения, ищет различное применение этим средствам. А обязательства-то надо выполнять», – пожурил в феврале 2010 г. бенефициара «Квадры» Прохорова тогдашний премьер-министр Владимир Путин на совещании по развитию электроэнергетики. По подсчетам Forbes, в 2009 г. у Прохорова действительно скопились рекордные $6,1 млрд наличных, что позволило ему тогда стать лидером в рейтинге российских миллиардеров (общее состояние – $9,5 млрд).

После раздела активов с Владимиром Потаниным Михаил Прохоров лишился баскетбольного ЦСКА, но купил нью-йоркский Brooklyn Nets
Anton Golubev / REUTERS

Через семь лет история повторяется. Прохоров опять продает активы и мог выручить за них около $5,7 млрд. Но вот доверительных отношений с Путиным больше нет, уверен его знакомый. «Да и семь лет назад его не воспринимали как своего, всегда ожидали какого-то подвоха. Статьи и расследования в РБК только подогрели эти подозрения», – говорит собеседник «Ведомостей». Одни из самых громких расследований РБК были связаны с семьей Путина и бизнесом его хороших знакомых, что не могло не отразиться на отношении первых лиц к Прохорову и не поставить его бизнес под угрозу.

Битва за «Ленэнерго»

На бизнес Прохорова могли повлиять и скрытые конфликты, участником которых мог быть главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.

В начале 2015 г. подконтрольный Прохорову, Виктору Вексельбергу и семье гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова банк МФК вызвался санировать небольшой банк «Таврический» (Санкт-Петербург). Особых активов у банка не было, отличался он лишь тем, что в нем зависли все свободные средства «Ленэнерго» – 16,4 млрд руб. Крупнейшим акционером «Ленэнерго» является госкомпания «Россети», гендиректор которой Олег Бударгин знаком с Прохоровым не менее 20 лет.

В 1995 г. Онэксимбанк Прохорова и его бывшего партнера Владимира Потанина купил 51% РАО «Норникель». Выросший в Норильске Бударгин к тому моменту дослужился до заместителя гендиректора Норильского горно-металлургического комбината – главного актива компании. В 1996–2001 гг. гендиректором «Норникеля» был нынешний вице-премьер Александр Хлопонин – однокурсник и старый друг Прохорова. После того как Прохоров в 2001 г. сам возглавил «Норникель», Бударгин и Хлопонин ушли в политику, став губернаторами Таймырского округа и Красноярского края соответственно.

Интерес к долгам «Ленэнерго» неожиданно проявил и Сечин, не имевший никакого отношения ни к этой компании, ни к «Россетям». Как сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Сечин и предправления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук предложили Путину спасти «Ленэнерго» за счет денег «Роснефтегаза». Схема спасения выглядела так: «Роснефтегаз» за 30 млрд руб. выкупает 36,76% дополнительных акций столичной МОЭСК. При этом доля «Россетей» в МОЭСК размывается. МОЭСК на полученные от «Роснефтегаза» 30 млрд руб. приобретает дополнительные акции «Ленэнерго» и вместо «Россетей» становился его крупнейшим акционером с пакетом в 52% акций. При таком развитии событий «Россети» теряли контроль над двумя своими крупнейшими активами в Москве и Санкт-Петербурге. «Давление на «Россети» со стороны Сечина было очень сильным», – вспоминает близкий к госкомпании источник.

Бударгину, Прохорову и губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко (сослуживец Путина по КГБ) удалось отстоять активы. Для этого пришлось дойти до Путина, который на совещании в июне 2015 г. утвердил их план – привлечь 32 млрд руб. за счет выпуска ОФЗ.

Сечин мог затаить обиду на Прохорова и Бударгина из-за ситуации с «Ленэнерго», признает знакомый бизнесмена с оговоркой, что подробности этой истории не знает.

В похожей ситуации оказался и бывший гендиректор госкомпании «Русгидро» Евгений Дод.

Проработавший восемь лет в «Интер РАО» и шесть лет в «Русгидро» Дод считался человеком Сечина. Именно Сечин, возглавлявший в 2009 г. совет директоров «Интер РАО», рекомендовал Дода на пост руководителя «Русгидро», рассказывали «Ведомостям» несколько человек, близких к «Интер РАО».

Отношения между ними охладели в 2012 г., когда Дод поддержал правительство и выступил против предложения Сечина провести допэмиссию «Русгидро» на 50 млрд руб. в пользу «Роснефтегаза». В итоге план Сечина не прошел.

Ответ не заставил себя ждать. В начале 2013 г. на комиссии по ТЭКу в Ново-Огареве Путин устроил Доду выволочку из-за хищений при строительстве Загорской ГАЭС – 2. «Значит, миллиард у вас утащили, миллиард, таким образом, ушел на подставные конторы <…> вы не считаете нужным защищать интересы компании?» – горячился Путин.

Тогда для Дода все обошлось. В сентябре 2015 г. он тихо уволился из «Русгидро» и перешел работать в «Квадру» Прохорова.

Черный апрель 2016 г.

В марте 2016 г. Дод возглавил совет директоров «Квадры», а через месяц началась атака как на энергокомпанию, так и на весь бизнес Прохорова.

11 апреля 2016 г. на телеканале РЕН ТВ (один из крупнейших бенефициаров – совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук») показали сюжет про Прохорова. «Офшорная компания олигарха Прохорова поднимает цены на ЖКХ. Эксперты опасаются, что зарегистрированные в офшорах компании «растащат всю энергосистему» нескольких регионов «по кускам» – так озаглавлена новость на сайте телеканала. В телесюжете рассказывалось о жалобах жителей Липецка, Воронежа и Курска на подконтрольную Прохорову «Квадру», а опрошенные РЕН ТВ эксперты выражали озабоченность, что полученные «Квадрой» средства могут исчезнуть на офшорных счетах Прохорова.

Через три дня после этого телесюжета в компаниях Прохорова прошли обыски. Формально они были связаны с уголовными делами в отношении бывшего руководства банка «Таврический», но близкие к РБК и Прохорову источники были уверены: дело в расследованиях медиахолдинга о семье Путина и его окружении.

Закончилась апрельская атака фактическим разгромом РБК, из которого были вынуждены уволиться или ушли сами все ключевые сотрудники. И иском «Роснефти» на рекордные 3 млрд руб. из-за вышедшей 11 апреля 2015 г. статьи «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP». В итоге стороны договорились о мировой – РБК признал часть изложенных в статье сведений не соответствующими действительности, а «Роснефть» отозвала иск.

Представитель «Роснефть» не ответил на вопросы «Ведомостей».

Доду повезло меньше. В июне 2016 г., через две недели после того, как Reuters назвало бизнесмена потенциальным покупателем «Квадры», экс-главу «Русгидро» Дода задержали по обвинению в незаконном получении премии в 73 млн руб. В тот же день обыски прошли и в «Квадре», сообщало «РИА Новости».

С 2011 г. «Квадру» неоднократно пыталась купить «Интер РАО», но ФАС не давала согласия на сделку. По словам представителя «Интер РАО» Антона Назарова, сейчас компания не видит возможности приобретения «Квадры». «Этот актив не устраивает нас по нескольким параметрам, а не только по цене. Менеджмент «Квадры» и Прохоров в курсе этого», – говорит Назаров.

Звонок другу

К лету 2016 г. появилась информация о том, что Прохоров начал распродажу практически всего своего российского бизнеса. Источники, близкие к «Онэксиму» и партнерам группы, рассказывали о выставленных на продажу банках, ОПИН, «Квадре», пакетах акций в UC Rusal и «Уралкалии». Причину распродажи объясняли «настоятельной рекомендацией Кремля», но подтверждения этому никто не мог предоставить. Как бы там ни было, Прохоров успел продать крупнейший актив в России – долю в «Уралкалии», ОПИН и чуть не продал за $700 млн свой пакет в UC Rusal. К концу года ситуация успокоилась, рассказывали несколько знакомых топ-менеджеров «Онэксима».

Крупнейший ночной клуб в Нью-Йорке Webster Hall расположился на Манхэттене. В год клуб продает более 200 000 билетов на концерты. С 2017 г. реновацией Webster Hall занялся Михаил Прохоров в партнерстве с AEG – одним из крупнейших промоутеров в мире. Webster Hall всегда входил в топ-5 лучших мировых клубов по продажам билетов, отмечает отраслевое издание Pollstar. Фото: Webster Hall

Спас Прохорова в прошлом году глава «Ростеха» Чемезов, знает близкий к администрации президента собеседник «Ведомостей». Прохоров и Чемезов давно дружат, у них совместный бизнес (банк МФК), объясняет мотивы Чемезова источник.

Ранее и сам Чемезов признавался в интервью Bloomberg, что с Прохоровым у него давние хорошие отношения. В 2014 г. по предложению «Онэксима» Чемезов стал председателем совета директоров «Уралкалия».

По мнению знакомого топ-менеджеров «Онэксима», вернуть доверие властей к Прохорову могло помочь и его участие в допэмиссии «АвтоВАЗа». Об этом его мог попросить Чемезов, считает собеседник «Ведомостей».

Но в этом году распродажа продолжилась. В два приема было продано 10,3% UC Rusal за $744 млн. Нашелся покупатель и на РБК – его приобрел Григорий Березкин.

Единственный актив, который Потанин при разделе не отдал Прохорову, как тот ни просил, – баскетбольный клуб ЦСКА (принадлежит «Норникелю»). За 10 лет при поддержке Прохорова ЦСКА превратился в один из сильнейших баскетбольных клубов Европы. Намного позже Потанин признался «Спорт-экспрессу», что клуб всегда был идеей Прохорова: «Я не могу назвать ЦСКА своим личным проектом, вызывающим во мне большой восторг».

Вместо потерянного ЦСКА Прохоров после развода с Потаниным в конце 2009 г. приобрел у американского девелопера Брюса Рэтнера 80% в американской баскетбольной команде Brooklyn Nets из Нью-Йорка (бывшая New Jersey Nets) и 45% в строящейся арене Barclays Center. Это для Европы покупка футбольных клубов арабскими шейхами или миллиардерами из других стран давно не новость. А для США сделка Прохорова явилась откровением. До сих пор только американцы владели клубами НБА.

Вместе с баскетбольным клубом Прохорову достался еще и важный девелоперский проект – 45% в строящейся арене Barclays Center в Бруклине (Нью-Йорк). Строительство обошлось почти в $950 млн. Домашняя площадка для баскетбольного клуба Brooklyn Nets и хоккейного New York Islanders стала и одной из крупнейших в США концертных площадок. Фото: Victor J. Blue / Bloomberg

«Прохоров в 2010 г. действительно загорелся баскетбольным проектом, – вспоминает его знакомый. – Речь шла не только о клубе. Сам клуб фактически купили за $1, остальные деньги были платой за вход в девелоперский проект Рэтнера». Речь идет о проекте Atlantic Yards (позже переименован в Pacific Park Brooklyn), который предусматривает строительство в центре Нью-Йорка не только громадной арены Barclays Center, но еще и 16 высотных жилых и административных зданий. Общая стоимость проекта оценивается в $4,9 млрд. У Прохорова был опцион на 20% во всем проекте, указывала в отчетности компания Рэтнера Forest City Realty.

В 2013 г. 70% в проекте Pacific Park Brooklyn (за исключением арены и одного уже построенного здания) за $208 млн приобрела китайская Greenland Holdings Group. По словам знакомого Прохорова, третий партнер появился по договоренности между Прохоровым и Рэтнером.

Помимо арены Barclays Center Прохоров успел стать инвестором еще в трех спортивно-развлекательных объектах. В 2015 г. он приобрел у Рэтнера 85% в проекте по реконструкции арены NYCB LIVE’s на Лонг-Айленде. Эта арена стала домашней для «младшей» баскетбольной команды – Long Island Nets, выступающей в NBA G League.

Вторая арена Михаила Прохорова в Нью-Йорке – Nassau Veterans Memorial Coliseum ( NYCB Live) – открыла двери после реновации в апреле 2017 г. Она стала домашней площадкой для «младшей» баскетбольной команды – Long Island Nets. NYCB Live лишь ненамного уступает по размерам и вместительности Barclays Center. Фото: Bruce Bennett / Getty Images / AFP

Весной этого года активы Прохорова пополнились двумя новыми площадками: одним из самых известных бывших ночных клубов на Манхэттене – Webster Hall и театром Paramount в Бруклине. После реновации, стоимость которой оценивается в $50 млн, в театре Paramount будут проводить концерты, боксерские бои и прочие развлекательные мероприятия, сообщала подконтрольная Прохорову Brooklyn Sports & Entertainment.

К лету 2017 г. Прохоров оказался одним из крупнейших игроков на американском рынке спортивных и развлекательных комплексов. По данным отраслевого издания Pollstar, в первом полугодии 2017 г. Barclays Center заняла 9-е место в мировом рейтинге арен по количеству проданных на концерты билетов. Открывшаяся 5 апреля 2017 г. арена NYCB LIVE’s за три месяца сумела войти в сотню лучших в мире. А клуб Webster Hall всегда входил в топ-5 лучших мировых клубов по продажам билетов, отмечает Pollstar.

Paramount Theater был открыт в Бруклине Нью-Йорка в1928 г., но после того, как его в 1962 г. приобрел Лонг-Айлендский университет, здание превратили в спортивную площадку для студентов. В 2015 г. Михаил Прохоров и его партнер Брюс Рэтнер получили здание в аренду на 49 лет. Они обещают, что после реновации стоимостью $50 млн Paramount опять станет местом для развлечений. Тут будут проводить концерты, боксерские бои и прочие развлекательные мероприятия. Фото: Jim Henderson

Правда, если судить по финансовым показателям, то не все так радужно. Выручка Brooklyn Arena LLC в финансовом году, закончившемся 30 июня 2016 г., составила всего $176 млн, убыток – $30,9 млн. Правда, большая часть потерь – «бумага», на самом деле арена заработала $3 млн. Баскетбольный клуб Brooklyn Nets первую операционную прибыль в $15,7 млн получил только в 2016 г., писал Forbes. До этого убытки клуба достигали $90 млн в год.

Не удалось Прохорову и быстро вывести Brooklyn Nets в лидеры NBA, последние два сезона клуб оказывался худшим в Восточной конференции.

Тем не менее Прохоров в восторге от того, как развивается американский проект, говорит его знакомый. Вложив не так много средств, он уже получил активы «на миллиарды долларов».

Слухи о бедности Прохорова преувеличены

Сколько Прохоров мог потратить на строительство арены и поддержку своей баскетбольной команды, не известно. О крупных расходах упоминалось только в 2014 г., когда из-за превышения уровня зарплат игроков Brooklyn Nets пришлось заплатить NBA дополнительные $90 млн налога на роскошь. По расчетам «Ведомостей», основанным на отчетах Brooklyn Arena LLC и сообщениях компаний, за 100% Brooklyn Nets и Barclays Center Прохоров мог заплатить $510,7 млн (из них векселями – $217,7 млн). Реконструкция NYCB LIVE’s обошлась Прохорову и Рэтнеру еще в $165 млн.

Для Прохорова такая сумма могла оказаться очень серьезной. Раньше денежный поток ему обеспечивали «Норникель» или «Уралкалий». С их продажей бизнесмен потерял и источник средств для инвестиций в другие проекты. Знакомый Прохорова как раз и связывает распродажу активов с нехваткой свободных средств и необходимостью обслуживать текущие кредиты. Та же «Квадра» сейчас заложена Сбербанку и Газпромбанку, с весны 2017 г. в залоге у Альфа-банка оказался банк «Ренессанс кредит».

Представители ВТБ и Сбербанка отказались от комментариев. Близкий к Газпромбанку источник уверяет, что «слухи о бедности Прохорова сильно преувеличены». Сказать, что у Прохорова проблемы с деньгами, нельзя, соглашается один из работавших с ним бизнесменов. Просто у него нет новых больших проектов в России, да они вообще сейчас не у многих есть, продолжает собеседник «Ведомостей». Зато Прохоров очень увлечен своим проектом в США – и девелоперской, и спортивной частью. Он по-умному это развивает, хорошо разбирается и, главное, ему очень нравится, заключает бизнесмен.

Ринат Сагдиев, Александра Терентьева, Светлана Бочарова,  Елена Виноградова, Иван Васильев

«Строго по согласованию со Штейнбухом!»

Новое руководство телеканала РБК ввело для журналистов «стоп-листы» экспертов, которые не могут давать комментарии, а также обязало журналистов показывать перед отправкой все свои запросы

По словам собеседников Дождя, на прошлой неделе новый руководитель продюсерской службы телеканала РБК Кристина Филипповская объявила коллективу, что ждет от всех списки экспертов по внутренней и внешней политике и по силовым структурам. 

Она объяснила, что сделает сводный список, который скорректируют: внесут каких-то спикеров, а каких-то уберут. В дальнейшем нельзя отходить от этого списка, подчеркнула Филипповская, добавив, что тем экспертам, «кто будет в стопе», нельзя звонить «ни при каких условиях». Всех новых экспертов необходимо согласовывать с руководством, добавила руководитель продюсерской службы.

В сводном списке контактов экспертов, копия которого есть у Дождя, встречаются телефоны экспертов с пометками «очень хороший», «можно, но аккуратно», «только по согласованию со Штейнбухом». Например, у контакта ветерана спецподразделения «Вымпел» Анатолия Ермолина стоит пометка «ЭХО МОСКВЫ!!!! Белая ленточка», у политолога, журналиста Дождя Константина Эггерта — «осторожно», у прокремлевского политолога Алексея Чеснакова — «очень хороший!!!», а у полковника ФСБ в отставке Владимира Тихоненко — «строго по согласованию со Штейнбухом!!!!!» По словам одного из сотрудников телеканала, эти пометки делал Алексей Штейнбух.

Алексей Штейнбух перешел на РБК вслед за новыми руководителями канала и возглавил недавно созданный на телеканале аналитический отдел. До этого Штейнбух работал военным корреспондентом на ВГТРК, где вел программу «Совбез».

На «Радио России», где Штейнбух вел программу, его представляют как «историка по образованию, в прошлом сотрудника одной из российских спецслужб». «Принимал участие в проведении специальных операций. Уже долгое время занимается кинодокументалистикой. Соавтор большого количества документальных фильмов и телевизионных программ, посвященных наиболее злободневным темам, а также работе правоохранительных и специальных служб, в том числе в горячих точках», — говорится в информационной справке о журналисте.

Новое руководство телеканала РБК ввело для журналистов «стоп-листы» экспертов, которые не могут давать комментарии, а также обязало журналистов показывать перед отправкой все запросы на комментарии в органы власти и отчитываться о своих страничках в соцсетях

По словам собеседников Дождя, Филипповская объявила о введении еще одного правила — «обязательного» предварительного согласования вопросов для интервью в федеральные ведомства с Алексеем Штейнбухом. Кроме того, корреспонденты обязаны будут подписывать запрос на комментарий в любые органы власти у нового управляющего директора телеканала РБК Игоря Полетаева или его заместителя Ильи Доронова, отметила она.

Игорь Полетаев, Илья Доронов и Алексей Абакумов перешли на телеканал РБК в июле, вскоре после того, как Михаил Прохоров продал холдинг РБК Григорию Березкину. Еще одно нововведение, о котором объявили коллективу телеканала, — необходимость прислать руководству ссылки на свои страницы в соцсетях Facebook и Вконтакте. Если журналистов нет в соцсетях, их обязали в них зарегистрироваться.

Филипповская сказала Дождю, что не делала таких объявлений коллективу телеканала и что никаких «стоп-листов» на канале нет. На вопрос, правда ли, что нужно предварительно согласовывать вопросы с руководством телеканала, она ответила, что «лично она не в курсе», перенаправив корреспондента Дождя к руководству канала.

Заместитель Филипповской Ольга Красноногая сказала Дождю, что не знает о введении стоп-листов и посоветовала обратиться к руководству канала.

Сам Полетаев, чей комментарий предоставила пресс-служба РБК, сказал, что на телеканале «нет цензуры и не существует стоп-листов ни экспертов, ни ньюсмейкеров». «Как и прежде, мы обращаемся за комментариями ко всем источникам информации и планируем так поступать и впредь», — подчеркнул Полетаев. Базу данных экспертов «актуализировали», чтобы расширить список и повысить качество экспертного мнения, говорится в ответе пресс-службы.

За синхронизацию запросов отвечает аналитическая группа в составе Алексея Штейнбуха, Александра Бирмана и Эдуарда Семенова, подтвердили в РБК. Для того, чтобы оперативно получать комментарии у очевидцев, продюсерская служба решила завести официальную группу в соцсетях «Продюсерская служба телеканала РБК», в которую войдут все продюсеры телеканала. Так они смогут запрашивать мнения под брендом телеканала, а не в форме запроса от частного запроса», — добавили в пресс-службе.

Елизавета Антонова

Накормить госпосредника

Зачем Минздрав переплачивает сотни миллионов за лекарства фармацевтической «дочке» госкорпорации «Ростех»

За семь месяцев 2017 года «Нацимбио» (фармацевтическая «дочка» госкорпорации «Ростех») увеличило выручку почти в два раза по сравнению со всем 2016 годом. В прошлом году компания поставила лекарства на 7,3 миллиарда рублей. С начала этого года — уже на 15 с половиной миллиардов.

Основной заказчик «Нацимбио» — Минздрав (95% контрактов, если считать по сумме).

В «Нацимбио» Лайфу пояснили, за счёт чего увеличилась сумма контрактов. Во-первых, Минздрав стал закупать у компании препараты из плазмы крови (по ним сумма заключённых контрактов составила 8,4 миллиарда рублей). Во-вторых, в 2017 году Минздрав России закупил на 20% больше профилактических вакцин от гриппа.

Компания «Нацимбио» была создана в октябре 2013 года. Цели — импортозамещение и централизация закупок препаратов. С 2014 года компания была назначена единственным поставщиком противотуберкулёзных препаратов для ФСИН. С 2015 года — единственным поставщиком вакцин (в том числе против гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка). С 2016 года — единственным поставщиков препаратов из плазмы крови. С 2017-го — единственным поставщиков вообще всех лекарств и медизделий для ФСИН.

Централизация предполагает, конечно, снижение цен, и представители «Нацимбио» не раз рассказывали, как государство экономит благодаря компании. Лайф проанализировал контракты «Нацимбио» за 2017 год. Во многих случаях Минздрав, наоборот, закупает у компании лекарства с наценкой.

Как Минздрав потерял 243 миллиона рублей

Самый крупный контракт за 2017 год — на поставку вакцин от гриппа (2,7 миллиарда рублей, заключён 30 июня). Была поставлена вакцина «Совигрипп» (производства «Микрогена», который входит в «Нацимбио»). Цена за единицу товара — 68 тысяч рублей.

Абсолютно такую же вакцину «Совигрипп» «Нацимбио» в апреле закупило у другого производителя — Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток ФМБА. Контракт тоже был большой (652 миллиона рублей). Но цена за единицу составила 62 тысячи рублей.

Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк

Представим, что в июне Минздрав закупил бы вакцины по такой цене (62 тысячи рублей за единицу). Сэкономить удалось бы 243 миллиона рублей. Лайф попросил Минздрав прокомментировать ситуацию. В ведомстве ответили, что «при анализе необходимо учитывать также логистические расходы, прежде всего расходы на транспортировку вакцин в регионы».

Действительно, «Нацимбио» поставило вакцины во все регионы страны, причём, как сказали в Минздраве, «с соблюдением наиболее затратного, но строго необходимого требования — холодовой цепи» (то есть в рефрижераторах с правильной температурой). Всего в контракте указана 181 точка доставки.

Эксперты говорят, что на доставку в любом случае не могло уйти столько денег.

— Услуги по хранению, доставке и т.д., конечно, не могут стоить 243 миллиона рублей, это просто нереально, — сказал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. — Перевозка контейнера-рефрижератора из Москвы, скажем, в Красноярск стоит максимум 80–100 тысяч рублей. Пусть даже они доставляют вакцины в каждый регион России отдельно… Максимум это может стоить в пределах нескольких миллионов рублей.

В пресс-службе «Нацимбио» назвали ещё несколько причин, которые могли повлиять на цену.

Фото: © РИА Новости/Алексей Сазонов

— На единственном поставщике лежат все риски, связанные с доставкой. Если будут нарушены условия хранения или доставки по системе холодовой цепи, то новые препараты будут доставляться за счёт единственного поставщика, — сказали в пресс-службе предприятия.

Впрочем, ничего удивительного — риски за некачественную работу несут все.

Также «Нацимбио» «осуществляет необходимую для запуска производства вакцин от гриппа предоплату, даже не имея на руках заключённого контракта с государством». Но, вообще-то, так поступают все компании, которые производят вакцины, — ведь кроме как государству им обычно некому эти вакцины продать.

Впрочем, в Минздраве назвали ещё один повод для сотрудничества с «Нацимбио»:

— Необходимо отметить, что определение единственного поставщика вакцин позволило обеспечить Минздраву России стабильность цен на вакцины в течение трёх лет вне зависимости от уровня инфляции.

Как Минздрав потерял 31 миллион рублей

8 августа Минздрав заключил с «Нацимбио» контракт на поставку препарата «Фактор свёртывания крови VIII» (сумма — 897 миллионов рублей). Цена за единицу товара составила 7,69 рубля. В контракте была прописана доставка в 73 точки по стране.

В марте «Нацимбио» закупило такой же препарат у компании «Фармимэкс» (сумма — 1,2 миллиарда рублей). Цена за единицу товара составила 7,42 рубля. В контракте была прописана доставка в 73 точки по стране.

Представим, что Минздрав 8 августа закупил препарат по цене 7,42 рубля за штуку. Удалось бы сэкономить 31 миллион рублей.

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

Как Минздрав потерял семь миллионов рублей 

Это один из самых показательных примеров. 4 августа Минздрав заключил контракт с «Нацимбио» на поставку препарата «Фактор свёртывания крови VIII + фактор Виллебранда лиофилизат» (сумма — 105 миллионов рублей). В контракте было перечислено 40 адресов доставки.

11 августа «Нацимбио» заключило контракт с компанией «Фармимэкс» на поставку абсолютно такого же препарата, и даже количество было таким же (7 725 600 единиц). Кроме того, там были перечислены те же 40 адресов доставки. Только сумма контракта была другой — 98 миллионов рублей. Итог: Минздрав не сэкономил семь миллионов рублей, подарив их «Нацимбио» просто ни за что.

В пресс-службе Минздрава ситуацию прокомментировали так:

— Контракт с «Нацимбио» был заключён в полном соответствии с действующим законодательством. Согласно правительственному постановлению, которое заканчивает своё действие в 2017 году, компания «Нацимбио» была определена единственным поставщиком по данным препаратам.

Фото: © flickr.com/Jamie Dobson

Субподрядчики платят «Нацимбио» премии

В мае «Нацимбио» разместило на своём сайте бухгалтерскую отчётностьза 2016 год. Там говорится, что в 2016 году компания получила 263 тысячи рублей в качестве финансовых премий от поставщиков. В 2015 году цифра была ещё больше — 484 тысячи рублей. Это аналог ретробонусов, которые берут со своих поставщиков ретейлеры. Это опять деньги по сути ни за что — только теперь не от Минздрава, а от поставщиков.

При этом прошлый год «Нацимбио» при выручке в размере 6,4 миллиарда рублей закончило с убытком в 1,8 миллиарда рублей.

— Падение прибыли связано с незапланированным выбытием непрофильных активов из контура «Нацимбио», — так ранее прокомментировала ситуацию гендиректор «Нацимбио» Марьям Хубиева.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что «в данном случае «Нацимбио» получается бесполезным посредником, получающим кусок бюджетных денег».

— Государство субсидирует госкорпорации. У них направления убыточные, за счёт субсидий они получают некое возмещение. Это не всегда является правильным, тем более в данном случае. Мы же говорим о средствах, которые идут на здравоохранение. Получилось так, что те деньги, которые государство могло потратить на пациентов, оно потратило на поддержку госкорпораций.

В пресс-службе Минздрава не ответили на вопрос о том, справляется ли «Нацимбио» со своей функцией посредника.

Светлана Башарова

Перезагрузка Арама Габрелянова

Зачем известный игрок на рынке СМИ закрыл телеканал Life

18 августа, в 17 часов по московскому времени времени в эфире телеканала Life вышел последний оригинальный выпуск новостей. Пятница — также последний рабочий день оставшихся на канале эфирных бригад. «Канала как такового уже не будет», — рассказал Znak.com источник в медиахолдинге Арама Габрелянова. 

Сами работники телеканала узнали подробности сегодня на общем редакционном собрании. «Сотрудников эфира уволили всех. Остались только четыре оператора. Также встал вопрос о закрытии недавно запущенного проекта SHOT, кроме того, сокращение коснулось нескольких журналистов», — рассказывает источник в News Media.

Слухи о крушении медиаимперии Арама Габрелянова, холдинга News Media, стали появляться в СМИ около года назад, как раз после того, как в администрации президента произошли кадровые перестановки. В октябре 2016 года Вячеслава Володина, с которым у Габрелянова сложились хорошие отношения, на посту первого заместителя руководителя администрацией президента России сменил Сергей Кириенко, который с 2005 года занимал должность гендиректора госкорпорации «Росатом».

Наш источник, близкий к холдингу Габрелянова, говорит, что в новой сложившейся в России медиасистеме «Life (сайт и телеканал) в том виде, каком они существовали, оказались просто не нужны. Это довольно дорогостоящий ресурс, а стоящие перед властью задачи можно решать и более дешевыми способами».

Другой источник из медиахолдинга уверен, что проблемы у News Media возникли, потому что долгое время издания Арама Габрелянова подогревали, а порой и сами инициировали внутриэлитные конфликты. «Life „мочил“ кого хотел и как хотел: МВД, губернаторов, министров, публиковался компромат на самых разных людей. В зачищенной от любого проявления самостоятельности медиасреде издания News Media были комом в горле для многих высокопоставленных людей», — считает источник.

Есть и те, кто уверен: ничего страшного не происходит, реформы в холдинге News Media, в частности на телеканале, — закономерная необходимость и новая отправная точка развития холдинга. Так, экс-главред канала Life Илья Мелехин говорит, что было «неперспективно вкладывать в проект, зная, что он умрет через 3–4 года». «Лучше заранее поменять формат. Нормальные компании выживают, когда меняют формат до того, как их заставит это сделать рынок», — говорит он.

Фото: Артем Житенев/РИА Новости

Давайте вспомним, как выпускник МГУ, начинавший свою карьеру в «Ульяновском комсомольце», в середине «нулевых» смог создать империю медиа. И как сегодня она превратилась в несколько удельных княжеств.

Поработав в Ульяновске, в 1997 году в Москве будущий российский медиамагнат начал выпускать газету «Московские ведомости», которая почти сразу же стала выходить во многих регионах России. Спустя еще три года, в 2000 году, Габрелянов дал газете новое название — «Жизнь». Уже в 2001 году он основал холдинг News Media, который за десять лет превратился в медиагиганта. В News Media были газеты, телеканал, сайт, радио и даже комиксы. Холдинг сразу занял лояльную власти позицию, которую Габрелянов декларировал открыто.

По данным Lenta.Ru, в 2006 году 50% минус одна акция News Media были проданы инвестиционному фонду UFG Private Equity Fund. В 2008 году UFG Private Equity Fund продала свой пакет акций News Media холдингу «Национальная медиагруппа» (НМГ), где впоследствии Арам Габрелянов занял пост заместителя генерального директора. Эту должность он перестал занимать летом 2017 года.

Все 10 лет СМИ в News Media оправдывали свой слоган — «первые по срочным новостям». Так, по данным «Медиалогии», в 2014 году газета «Известия», телеканал LifeNews и радиостанция РСН стали первыми по цитируемости среди СМИ России. В 2015 году лидерские позиции в этом рейтинге сохранили за собой LifeNews и «РСН», а газета «Известия» опустилась на вторую строчку, уступив «Коммерсанту». А уже в 2016 году, лидером по цитируемости стал только портал Life.ru, «Известия» были вторыми, а «РСН» и вовсе выбыла из рейтинга. Наш источник объясняет, что уход с лидирующих позиций «Известий» и «РСН» был связан с тем, что все ресурсы холдинга были брошены на перезагрузку сайта Life и вывод в его в топ по цитируемости.

«У нас с Кадыровым братские отношения»

Пик популярности Life наступил в 2014 году, когда начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Тогда буквально весь мир следил за ходом боевых действий, развернувшихся на территории Луганской и Донецкой областей Украины.

В мае 2014 года Ашот Габрелянов (сын Арама Габрелянова, в то время главред сайта) сделал заявление о пропаже двух журналистов Life News: Олега Седякина и Марата Сайченко, которые освещали боевые события на Украине. Обоих тогда задержала службы безопасности Украины из-за того, что при обыске у них якобы нашли зенитно-ракетный комплекс. Арам Габрелянов не скрывает, что сотрудников Life News спас глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, с которым у него «братские отношения». «Я у него (Кадырова. — Znak) не просил даже, он мне позвонил, когда ребята были на Украине, и спросил, мои ли там ребята», — рассказал глава NewsMedia в интервью блогеру Амирану Сардарову. «Не ссы! Я их заберу», — цитирует Рамзана Кадырова Габрелянов. В результате, спасением Олега Седякина и Марата Сайченко занимался лично Кадыров. Оба журналиста в конце мая на личном самолете главы Чечни были доставлены с Украины в Грозный, а затем в Москву.

Сегодня день рождения патриота России, известного журналиста и издателя, нашего дорогого БРАТА Арама Габрелянова. Он является гениальным организатором, человеком, способным мобилизовать лучшие творческие силы на решение важнейших проблем общества. Арам Ашотович высоко ценит своих людей, бережёт их, не оставляет в беде. Любовь к Отечеству не всегда и не все должны доказывать с автоматом в руках. Каждый на своём участке обязан сделать в интересах России то, что может. Арам Ашотович делает всё, и намного больше. Я искренне поздравляю Арама Ашотовича с днём рождения, желаю крепкого здоровья и творческих успехов! #Кадыров #Россия #Чечня #Габрелянов

Публикация от Ramzan Kadyrov (@kadyrov_95)

По данным источника Znak.com, близкого к News Media, СМИ Арама Габрелянова в 2014 году стали настолько влиятельной игрушкой, что в Генеральном штабе Вооруженных сил России, где пребывал министр обороны РФ Сергей Шойгу, висели два телевизионных экрана: «на одном показывали „Россию-24“, а на другом — Life News».

Триумфальный взлет News Media остановился в 2016 году, когда после перестановок в администрации президента медиакарта России была перекроена заново.

Как распадалась империя

Медиахолдинг NewsMedia перестал издавать «Известия» в августе 2016 года. Тогда управление «Известиями» вновь (как это было до 2011 года) перешло к ОАО «Газета Известия» (по данным СПАРКа, принадлежит ЗАО «Национальная Медиа Группа» и ее дочерней компании ООО «Инвест-Медиа»).

В декабре 2016 года на частоте «РСН» стала звучать радиостанция «Life Звук», в январе 2017 года и она закрылась. Теперь на освободившейся частоте звучит радиоверсия канала Life. «Люди жаловались, что Габрелянов сошел с ума, — говорит источник. — РСН пользовалась огромной популярностью — по 100 звонков на одну линию было одновременно. Но это была смена формата. После закрытия радио работников никуда не выгнали. Кого-то перевели в другие отделы. В общем, обиженных не было, потому что со всеми расплатились целиком», — добавил источник.

В сентябре 2016 года руководство News Media провело общее собрание уже с работниками «Русской службы новостей» (по данным СПАРКа, до своего закрытия радио входило в «НМГ»). «На собрании нам говорили, что пора меняться, потому что настало время крутых перемен. Поначалу нам говорили, что РСН получит двойное название и станет „РСН Life“, и мы будем приучать людей к Life. Потом радио должно было полностью стать Life, но вот когда это будет, в сентябре было еще не известно», — рассказал Znak.com экс-ведущий «РСН». По его словам, руководство медиахолдинга заверило своих сотрудников, что вещание сохранится. «Вот мы и начали работать по новой схеме. В серьезные новостные сюжеты стали добавлять песни, которые подходили по смыслу. В середине обсуждения темы о снижении спроса на заграничные туры вставляли песню „Ленинграда“ „ПлАчу и плачУ“. Уже комично стало. Но Арам Габрелянов был доволен. Он хотел омолодить аудиторию», — рассказал экс-ведущий. Он уверен, что медиамагнат Габрелянов спустя время попросту потерял интерес к РСН, потому что «радио слушали преимущественно взрослые люди».

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Портал Life.ru на протяжении 2016 года переживал множество трансформаций. Он должен был стать флагманом News Media, объединив в себе Super.ru (ранее Life Showbiz) и Life Sport. Однако с течением времени команда журналистов, которые наполняли сайт Life эксклюзивным контентом, перешли на работу в новые проекты, которые спонсирует Арам Габрелянов, например Mash (одновременно выходит в Telegram, «ВКонтакте» и на YouTube). Теперь на сайте Life.ru все чаще появляются материалы со ссылкой на паблики, подконтрольные Габрелянову. По данным «Медиалогии», сайт Life.ru перестал быть лидером по цитируемости, заняв в июне 2017 года четвертое место в рейтинге — впервые за несколько лет.

Не меньшие перестановки ожидали и работников телеканала Life News, который в апреле 2016 года сменил название на Life. В мае 2016 года пост главного редактора покинул Андрей Михеев, а его место занял Илья Мелехин (бывший выпускающий редактор 4-го канала в Екатеринбурге). До этого назначения он руководил Life.78 — телеканалом Life в Санкт-Петербурге. Вот только и этот телеканал летом 2017 года перестал выпускать новости. Бренд Life.78 прекратил свое существование. Теперь производственные мощности канала переданы объединенной редакции Пятого канала, «Рен ТВ» и «Известий».

В декабре 2016 года руководство телеканала Life решило трансформировать канал по модели Euronews. В итоге из кадра исчезли ведущие и корреспонденты. Спустя почти полгода, в мае 2017 года, штат телеканала, по данным источника Znak.com был сокращен на треть: ушли редакторы, корреспонденты, райтеры и продюсеры. Вместе с ними ушел и Мелехин, которого сменила Светлана Левинтас.

На канале из шести эфирных бригад по шесть человек осталось только две бригады по три человека. Мелехин в разговоре со Znak.com отметил, что «канал Life мог бы существовать безбедно еще 5–7 лет. Вообще без проблем. Но в перспективе десятилетия — это дохлая лошадка, и ставить на нее не нужно. Она не добежит до финиша. Вкладывать в канал — пустая трата денег».

Интересно, что после того, как News Media стал закрывать старые и открывать новые проекты, в холдинге впервые с момента его существования провели инвентаризацию. По словам источника, в холдинге были пересчитаны вся аппаратура и мебель, часть которой (столы, тумбочки и стулья) просто перевезли в офисы проектов, подконтрольных Араму Габрелянову. А некоторую мебель и оргтехнику просто выставили на продажу, например старые компьютеры Apple. Источник рассказывает, что руководство холдинга готовится отправить в Израиль оборудование для мобильного выхода в прямой эфир — рюкзачки LiveU.

Несколько княжеств

С этого момента в медиасреде стали появляться отдельные проекты, которые проспонсировал Габрелянов, но которые не имели прямого отношения к бренду Life. «В News Media изменилась схема управления, она стала горизонтальной. То есть креативные менеджеры предлагали Араму Габрелянову идею своего проекта, он ее рассматривал, затем, если она нравилась, спонсировал. В результате у менеджера появляется личная заинтересованность в развитии своего проекта. Правда, пока ни один из них не вышел на самоокупаемость», — поясняет источник.

Илья Мелехин рассказал Znak.com, что на его стрим-проект Black Elepfant Арам Габрелянов выделил 30 млн рублей. «На самоокупаемость мы должны выйти до конца года, и мы выйдем, не сомневаюсь. Я вижу цифры, которые приходят уже сейчас. Рекламодатели очень позитивно настроены к нашему формату. Мы реально зарабатываем», — говорит Мелехин. По его словам, «никто (то есть Габерелянов. — Znak) не вмешивается в проект», работа ведется самостоятельно.

Mash — паблик, созданный Никитой Могутиным, экс-главой службы новостей портала Life.ru. Сейчас у Mash больше 768 тыс. подписчиков в социальной сети «ВКонтакте» (один пост в среднем набирает от 70 до 180 тыс. просмотров), более тысячи на YouTube-канале, а аудитория в Telegram — 32 тыс. человек (каждую запись в среднем просматривает от 30% до 80% аудитории).

Никита Могутин рассказал Znak.com, что «работать с обычными новостями сначала было в кайф, а потом просто надоело. Люди устали потреблять то, чем их кормят журналисты в традиционных СМИ — это советская столовая». «Мы теперь работаем напрямую с теми, для кого пишем, рассказываем им то, что интересно нам самим. Кому, простите, нужны новости про твиты Дональда Трампа или заседания Совбеза ООН?», — пояснил нашему изданию Могутин. По его словам, у Mash «в месяц 23 миллиона охвата и почти 70 миллионов просмотров в социальной сети «Вконтакте». А в Telegram у Mash за 3 месяца появилось 32 тысячи подписчиков. В месяц почти 7 миллионов просмотров в Telegram. Вот так по кайфу».

ООО «Изюм» — креативная компания по производству нативной рекламы, идея создания которой принадлежит экс-замглавреду Life.ru Дарине Евтушенко Пожалуй, самым успешным проектом «Изюма» стал YouTube-канал «Дружко Шоу», созданный в апреле 2017 года. Сегодня за анализом интернет-трендов и мемасиков Сергея Дружко следят почти 3 млн человек.

«Я не делаю „Дружко Шоу“. Честно говорю. Я только инвестор. Могу сказать, что на продвижение „Дружко Шоу“ было потрачено 30 тыс. рублей. Больше ни рубля. В контент — да, вкладываются большие деньги», — говорил Арам Габрелянов в интервью Амирану Сардарову.

Space — информационно-аналитическое агентство экс-редактора портала Life.ru Александра Потапова. По данным RNS после ухода из Life.ru Потапов захотел создать проект для производства контента для соцсетей: игры, ролики, интерактивы.

Gigarama — проект по созданию гигапиксельных панорам Марата Сайченко (после недельного плена на Украине в 2014 году Сайченко стал руководителем службы операторов Life). Этот проект в Сети находится по хэштегу #гигарама, который ведет на сайт Life.ru. ООО «Гигарама», согласно данным СПАРКа, также разделен между Габреляновым и News Media в соотношении 3:1.

Военный корреспондент Семен Пегов («Человек года», по версии News Media в 2014 году) решился на создание краш-проекта WarGonzo. Судя по описанию канала WarGonzo на YouTube, Пегов в своем проекте говорит о войне, изучает оружие, устраивает краш-тесты. ООО «ВАРГОНЗО» разделен между Арамом Габреляновым, за которым числится 75% акций компании, а также News Media, которому принадлежит оставшейся 25%, говорится в СПАРКе.

Экс-замглавреда Life.78 Константин Придыбайло получил от Арама Габрелянова инвестиции на развитие политического шоу для молодежи «Черное зеркало». В интервью РБК Придыбайло рассказал, что первый эфир шоу выйдет уже в сентябре, в «Черном зеркале» не будет ведущего, потому как любой человек сможет стать автором шоу. В ООО «Черное зеркало» 75% принадлежит Араму Габрелянову, 25% — News Media.

Бывший заместитель главного редактора «Известий» Анастасия Кашеварова сейчас владеет двумя СМИ: Daily Storm и This is media. По информации наших источников, спонсорами проекта Кашеваровой выступили Арам Габрелянов и Рамзан Кадыров.

Дарина Евтушенко (9%), Никита Могутин (10%), Анатолий Сулейманов (15%), Александр Потапов (15%) создали совместную компанию ООО «Файв Паблик»(контрольный пакет акций —51% — принадлежит партнеру Арама Габрелянова Карэну Мирзояну). В этой компании объединены паблики «ВКонтакте» в разных городах России. Например, «Типичный Екатеринбург» и «Типичный Челябинск». Какие-то группы «ВКонтакте» акционеры «Файв Паблика» выкупают полностью, другие берут в аренду.

«Судя по тому, как активно Арам Ашотович раскручивал свои новые проекты за счет лайфовского, то есть не вполне своего ресурса, это похоже на какой-то элемент сделки, — считает журналист Олег Кашин. — Сделки то ли с Ковальчуками, которым принадлежит „Лайф“, то ли с Кремлем, который на протяжении всех этих лет можно было без преувеличения назвать реальным акционером „Лайфа“. Вообще, очень похоже, что со стороны Кремля главным контрагентом Габрелянова был Вячеслава Володин — с его приходом у „Лайфа“ все расцвело, с его уходом все заглохло. Телеграм-каналы и паблики — другой рынок, на нем другие деньги и другие люди. Для Габрелянова это в любом случае дауншифтинг, но что он сумеет стать лидером этого рынка, сомневаться трудно, он умеет».

Медиа-аналитик Василий Гатов не слишком верит в успех новых проектов: «Это похоже на лотерею. Это некая экспериментальная деятельность. Иногда такие проекты выстреливают». «Пока у Арама Габрелянова центром его бизнеса была газета „Жизнь“, которую он умел монетизировать, все было хорошо, — говорит Гатов. — Как только он стал заниматься незнакомым ему бизнесом: сайт и канал Life, в котором ключевое — это инвестиционные оценки, все изменилось. Габрелянов из старой бизнес-культуры. У него получилось масштабное мошенничество. В Америке бы он сидел в тюрьме, куда бы его посадили те, кто давал ему деньги».

Зачем Габрелянову много новых проектов с молодыми менеджерами? Гатов считает, что либо «менеджеры новых проектов Габрелянова гораздо смышленее него», либо «сам Арам Ашотович просто устал от всего и таким образом хочет отдохнуть от трудов». По словам Гатова, такие трансформации в News Media логичны: «Сначала традиционные медиа пытаются подстроиться под цифровой формат, через какое-то время понимают, что инвестиций нет, затем создают инкубаторы типа Mash. Это все дешевые попытки попробовать разные модели заработка и коммуникации». Мелкие проекты, по мнению Гатова, «хороши тем, что не создают долгий ответ ни перед аудиторией, ни перед людьми, которые его создают. Это временно. Но для эффективного выстрела российский медиарынок должен быть в три раза больше».

«Хотя Арам Габрелянов умеет реализовывать внеэкономические возможности: продажу политического влияния, получение непрямых дотаций от тех, кто хочет сделать власти приятно, от самой власти, — напоминает Гатов. — Сейчас мы наблюдаем критический момент в медиа-истории, когда традиционные форматы, к которым относятся газеты, радио, телеканалы, сайты, ориентированные на десктопное потребление, балансируют на лезвии ножа. Дело в том, что их будущее все менее определенно из-за растущего переноса денег в интернет. Надо понимать, что все проекты, запущенные Арамом Габреляновым, да и не только его, в последние 10 лет, оказались неправильно рассчитанными. То есть надо было рассчитывать не на рост, а как минимум на стагнацию или даже спад».

«Российское медиапотребление стоит намертво, как Севастополь в Крымскую войну. Вы можете сделать локальный проект, играющий на очень узком рынке, но масштабирование его — ошибка. Российский медиарынок оказался слишком сложным для российских предпринимателей, которые рассчитывают на авось», — считает аналитик.

Связаться с Арамом Габреляновым Znak.com не удалось.

Анастасия Мельникова

Оригинал материала: «Znak»

«ИА Regnum», 18.08.17, «Судьбу Life решили проблемы с финансированием и конфликты руководства»

Проблемы с финансированием и личные конфликты руководителя Life Арама Габрелянова с рядом высокопоставленных чиновников и лиц, принимающих важные внутриполитические решения, в том числе и в медийной сфере, повлияли на дальнейшую судьбу канала. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал политолог Вячеслав Данилов.

«Во-первых, это уже не первое сокращение на Life. Их было столько, что я удивляюсь, откуда у Габрелянова снова берутся кадры? Во-вторых, Габрелянов переводит часть «стаффа» на другие проекты, формально вроде бы даже с ним не связанные, например, dailystorm, финансируемые из вторых, так скажем, источников. В-третьих, финансовые ресурсы холдинга Габрелянова, насколько я понимаю, прохудились ровно тогда, когда он поневоле стал независимым. В-четвёртых, у Габрелянова существует личный конфликт с рядом высокопоставленных чиновников и лиц, принимающих важные внутриполитические решения и решения по медийной сфере», — отметил эксперт, подчеркнув, что это не может не сказываться на деятельности структур, подчинённых Араму Габрелянову, которому все труднее отбивать медиаатаки.

Накануне стало известно, что канал Life сократит новостное вещание и штат своих сотрудников, оставив на канале только потоковые трансляции основных событий — об этом со ссылкой на свои источники сообщил РБК.

По словам главы холдинга Арама Габрелянова, причина в том, что «люди смотрят только онлайн важных новостей, для чисто новостей есть информационные сайты, паблики и Telegram-каналы».

«Новая газета», 19.08.17, «Габрелянов идет дальше»

Холдинг News Media Арама Габрелянова, основной поставщик желтых новостей в стране и по совместительству самый последовательный защитник стабильности власти, кому бы она ни принадлежала в данный момент, объявил об экстренном закрытии телеканала Life. В январе аналогичная судьба постигла радиостанцию РСН, также находившуюся под управлением Габрелянова. Конец РСН обсуждался в основном в профессиональном сообществе, где вызвал недоумение: зачем закрывать популярный проект, один из лидеров FM-вещания в столице? Прекращение вещания телеканала Life вызвало куда больше интереса в обществе. Многие увидели тут что-то вроде исторической справедливости: мол, пропагандисты, выполнив свою грязную работу, оказываются выброшенными на помойку.

Петр Саруханов / «Новая»

Расцвет телевидения по-габреляновски действительно пришелся на период 2014—15 годов: тогда это был важный ресурс, один из ключевых агентов гибридной войны. Эфиры Life из Донецка смотрели и обычные граждане, и, как говорят, начальство в высоких кабинетах. Затем упоминаний о телевидении, выросшем из таблоида «Жизнь», постепенно становилось все меньше. Сейчас спекулируют на том, что Габрелянов не смог договориться с новым руководством управления внутренней политики в администрации президента. Но отношения владельца таблоида с предыдущим менеджером, Вячеславом Володиным, тоже не были идеальными. И, кажется, дело в другом.

Нет особых причин радоваться «концу пропаганды»

Случившееся с телеканалом Life больше напоминает перераспределение ресурсов на решение более актуальных задач. Стилистика таблоидов уже несколько лет победила на федеральном телевидении в целом и даже является там безальтернативной. Держать отдельный телеканал Life в ситуации, когда Первый, «Россия 1» и НТВ, не говоря уже про РЕН ТВ, ничем от него не отличаются, не имеет никакого смысла.

Габрелянова, доказавшего начальству свою эффективность в качестве комбатанта гибридных войн, похоже, просто перемещают на более ответственный фронт работ: туда, где находится сомневающаяся, протестная и молодая аудитория. Телевидение зачищено и оболванено, а теперь пришла очередь интернета: Сеть должна быть превращена в таблоид. В сетевой версии Life.ru, освобожденной от эфирных балластов, нас в ближайшее время ждет, по всей видимости, еще больше «сенсаций» и «расследований» — ставка делается на то, что вся страна заговорит на этом языке. Помните, несколько недель назад речь шла о том, что государство намерено заинтересовать пользователей интернета предвыборной кампанией, а чиновники якобы ведут переговоры с Mail.ru Group, контролирующим «Одноклассники» и «ВКонтакте»? Новость о закрытии телеканала Life прекрасно вписывается в этот контекст: ответственный российский IT-бизнес обеспечит технологическую площадку, а вот наполнит ее своим содержанием Габрелянов.

Судьба сотрудников телеканала Life при этом, вполне возможно, никак не вписывается в новые амбициозные планы, и конкретные рядовые исполнители, работающие на Габрелянова, оказались выброшенными на улицу. Он вообще известен своим особым стилем менеджмента — знаменитая запись матерной планерки до сих пор популярна в интернете. Такова судьба рядовых информационной войны. Теперь им, наверное, как и всем ветеранам нужен будет курс реабилитации для возвращения к мирной жизни.

«MR7.ru», 19.08.17, «Габрелянов прокомментировал закрытие Life фразой «корцат кац»»

Работу в эфире СМИ прекратило вечером 18 августа. В Facebookглава NewsMedia(владеет телеканалом Life) Арам Габрелянов написал, что он полгода говорил, что «мы будем переформатировать Лайф под стримы и новые форматы».

Ранее стало известно, что телеканал прекратил вещание в эфирной частоте, занявшись стриминговым вещанием

«Кормить на глазах стареющего звероящика мы не будем, — написал он.- Вчера мы это сделали и открыли новую страницу в своём развитии. Планов у нас много и совсем скоро мы покажем над чем работаем усердно последние полгода.Ребятам, кто с нами работал и не захотел или не смог встроиться в новые проекты, большое спасибо!».

Габрелянов вспомнил фразу, которую говорил его отец: «Мой покойный отец, когда я возмущался по молодости несправедливым отношение к своей работе, просто говорил мне – «Корцат кац!».Что в переводе с армянского на карабахском диалекте означает – «делом своим займись»».

Зерновой король взят за недострой

В Москве арестовали генерального директора крупнейшего московского хлебопроизводителя — группы компаний «Настюша» Игоря Пинкевича

Гендиректора группы компаний «Настюша» Игоря Пинкевича поместили под арест по подозрению в обмане дольщиков при задержке строительства жилых районов в московском районе Царицыно. Под стражей он проведет два месяца. 

Тверской суд Москвы санкционировал арест на два месяца генерального директора крупнейшего московского хлебопроизводителя — группы компаний «Настюша» Игоря Пинкевича. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании.

Главу группы подозревают в мошенничестве за задержку строительства жилых районов «Царицыно-1» и «Царицыно-2», застройщиком которых является «Настюша». В самой компании прошли обыски. Помимо Пинкевича были арестованы еще несколько сотрудников, их имена не называются.

Источник РБК, близкий к Пинкевичу, подтвердил факт задержания. Пинкевичу избрана мера пресечения в виде ограничения свободы на 1 месяц и 24 дня, он направлен в больницу при ФСИН, уточнил собеседник РБК.

По словам представителя компании, задержки строительства жилых районов были вызваны тем, что «Настюша» столкнулась с экономическим кризисом. Из-за него компания взяла большие кредиты по причине взятых на себя социальных обязательств перед мэрией города.

«Но когда средства на строительство были найдены, ввод жилья в эксплуатацию был вновь отложен из-за затягивания чиновниками выдачи разрешительной документации», — подчеркнули в пресс-службе застройщика.

Строительство ЖК «Царицыно» началось в 2006 году. В капитал застройки были привлечены денежные средства граждан по договорам долевого участия. Окончание работ и сдача объектов в эксплуатацию были запланированы на 2012 год, однако к настоящему времени из 28 запланированных к постройке домов сдано только восемь.

Как рассказал в комментарии ТАСС осведомленный источник, по фактам задержки строительства заведено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). По версии следствия, руководство «Настюши» «мошенническим путем» похитило денежные средства дольщиков, в результате чего обманутыми оказались более 6 тыс. человек.

Сами дольщики организовали массовую подачу заявлений на имя главы Следственного комитета (СКР) России Александра Бастрыкина. Они требуют вмешаться в ход уголовного дела. В СКР ответили, что Бастрыкин готов выслушать требования граждан.

Зерновая компания «Настюша» была основана в 1992 году супругами Игорем и Людмилой Пинкевичами. Изначально организация занималась продовольственным бизнесом, в частности владела хлебокомбинатами. ТАСС уточняет, что в Москве компания «Настюша» обеспечивает до 60% рынка хлебобулочных изделий. В рейтинге Forbes «200 крупнейших непубличных компаний» она занимает 50-е место.

Анна Трунина, Алексей Пастушин